Конспект лекции «Разработка ТЗ на сайт компании»

"Зачем создан сайт, должен ли он продавать, на какие грабли чаще всего наступает менеджмент при разработке и наполнении сайта?"

Разработка сайта должна начинаться с технического задания. Техническое задание должно описывать структуру сайта, для кого он предназначен и какой функционал должен на нем присутствовать. Это интернет-магазин, это каталог с опцией заказа, это сайт для лидогенерации, для регистрации на какое-либо мероприятие. Весь функционал, что нужно для того, чтобы сайт был полноценным участником бизнес-процессов компании, должен быть описан максимально подробно.

Сайт – это такой продукт, требования к которому формируются по ходу разработки. То есть большинство заказчиков понимает, как должно быть, только когда уже видят готовый результат. То есть они понимают, что так не надо, а надо по-другому. Именно поэтому в техническое задание необходимо вынести критические какие-то вещи, ради которых сайт создается. А все остальное можно либо отнести на доработке, либо подойти достаточно гибко к процессу разработки, когда заказчик принимает участие в ходе всей разработки в том, чтобы формировать вот этот сайт по ходу пьесы. По моему опыту, конечно, это не выглядит как разработка в классическом представлении, когда сделали ТЗ, а далее, и потом получили готовый продукт. Но это наиболее безрисковый способ для бизнеса, у которого не так уж много денег для того, чтобы создать что-то предсказуемое, работоспособное, и то, что подходит именно ему.

Как оценить есть смысл создавать сайт? Смысл оценить очень легко. Нужно зайти в «WordStat», сервис «Яндекса», по оценке ключевых запросов. Набрать запросы, которые касаются тематики бизнеса, и увидеть есть ли поисковый трафик или нет. Если поисковый трафик в поисковых сетях есть, если эту услугу пользователь ищет, значит смысл делать сайт есть. И также зайти, естественно, в любой поисковик, набрать тематический запрос и посмотреть рекламируются ли конкуренты. Если конкуренты рекламируются, значит смысл есть.

Ошибки при разработке ТЗ:

 

Первая ошибка – это действительно набор хотелок, когда клиент предполагает, что он махнет в сторону сайта конкурента, который ему нравится, скажет, что я хочу точно такой же, только с перламутровыми пуговицами, и разработчик самостоятельно как-то там себе в голову уложит, откуда-то добудет информацию, и на выходе получится готовый продукт. Тогда разработка выглядит как такой черный ящик, куда забрасывается вот эти хотелки, забрасывается энное количество денег и потом на выходе ждется то, что оттуда не может выйти, то есть подходящий продукт. Получается сюрприз. И здесь нужно, наверное, провести такую аналогию. Нужно стать самому себе таким прорабом сайта. То есть представить, что аналогия, если, допустим, нужно построить дом, то нанимается прораб, а если прораба нет, тогда сам, нет средств на то, чтобы нанять прораба, тогда сам заказчик этого дома становится себе прорабом, включается очень подробно в процессы, максимально подробно рисует что он хочет, заказывает технический проект или как-то еще формирует, доводит свои хотелки до понятного исполнителем формата. И здесь та же самая история, то есть нужно максимально подробно отрисовать свой сайт в виде схемы, прописать какой контент есть для каждого раздела, что в каждом разделе должно происходить. Заодно определиться зачем это нужно, какую роль будет выполнять для бизнеса. И потом уже с вот этим идти оценивать к разработчику, к дизайнеру, опять к разработчику после того, как дизайнер оценил, и думать уже заранее какой контент будет подготавливаться, откуда его взять, нужно ли будет делать фотосъемку, кто будет обрабатывать существующие фотографии, кто напишет недостающие тексты. То есть это все нужно в своей голове, а потом на бумаге изложить. Чем лучше этот процесс будет продуман, тем меньше сюрпризов будет дальше.

Часто стоит уделять внимание конкурентам, что касается функционала, что касается логики продаж, если видно, что этот сайт успешный, есть инсайдерская информация, что он хорошо продает, это окей, это нормально. Что касается позиционирования, маркетинговой составляющей, то тут, конечно, имеет смысл подойти разумно.

 

К разработке сайта необходимо подходить самостоятельно

 

Сайт под ключ — это не универсальное решение. Сайт под ключ – это услуга, которую предлагают некоторые фрилансеры, мелкие агентства, и предполагается, что выбирается некий, то есть есть некий набор шаблонов, которые предлагает вот это конкретное агентство, из которых можно выбрать, и дальше они будут заточены под конкретный бизнес. Но нужно понимать, что это вполне себе хороший способ сэкономить для тех, кто на старте, но нужно понимать, что все равно на выходе получится полуфабрикат. И дальше вот этот полуфабрикат, который мы имеем на руках, нужно будет пойти и готовить самостоятельно для того, чтобы он стал работающим инструментом. Потому что, естественно, ни одно агентство, тем более такое недорогое, не будет погружаться плотно в тематику, не будет включаться и понимать, как выстроены процессы и почему один сайт в данной тематике успешен, другой нет. Это будет, скажем так, заготовка для будущего сайта на выходе.

 

Лендинг - это инструмент

Одна и та же компания может использовать полноценный развитый портал и создавать большое количество лендингов под разные задачи. Для бизнеса, где, допустим, есть спонтанные покупки и один простенький товар, например, лендинг может быть хорошим вариантом. Лендинг прекрасный вариант для того, чтобы протестировать какую-то гипотезу. Это может быть достаточно экономично – создать, например, лендинг на «Tilda» своими силами, в конструкторе «Tilda», запустить на него трафик, быстренько проверить это работает или не работает. Если это работает, тогда уже создавать как полноценный сайт, полноценный процесс. Просто это инструменты под разные задачи. И было повальное такое увлечение лендингами несколько лет назад, которое выразилось в том, что компании, которым совершенно не подходил этот формат, бросали свои достаточно внятно работающие сайты и пересаживались на лендинг, потом они оказывались перед ситуацией, когда лендинг не продает, а старый трафик со старого сайта пропал, поскольку они повесили на свой основной домен этот лендинг. И что же нам теперь делать? Давайте продвинем по SEO лендинг в органическом трафике, давайте проведем трафик обратно. И приходилось объяснять, что извините, вы пришли в тупиковый путь развития, теперь вам нужно вернуться на шаг назад, реанимировать ваш сайт, уже апдейтить его под новые условия, а лендинг использовать по прямому его назначению.

Шаблон является каркасом, схемой, где можно посмотреть какие элементы каким образом расположены относительно друг друга, где что находится, данный шаблон не является работоспособным сайтом. Что касается дизайна, то необходимо закладывать на создание стилей для форматирования текстов. Это то, что придаст сайту достойный, симпатичный вид. Это разные цвета для заголовков, это маркированные, нумерованные списки, это оформление фотографий. Другими словами, изюминка для вашего сайта.

После того как работа сделана, её надо принять и обратить внимание на такие моменты как: соответствует ли данная работа прототипу, существуют ли несоответствия.

Затем следует установить счетчики аналитических систем «Яндекс. Метрика», «Google Analytics». Это очень существенно, потому что накопление статистики про своих пользователей – это реальный капитал любой компании.

Самое главное нельзя забывать про безопасность.

Первое – необходимо заключать договор.

Второе – доступ. Если уже есть раскрученный домен и сайт делается с нуля, то доступ нужно организовывать через НРЗБ аккаунт. В этой тематике есть еще много других подводных камней.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *