Зачем создан сайт, должен ли он продавать? На какие грабли чаще всего наступает менеджмент при разработке и наполнении сайта? На это и другие вопросы отвечает интернет-маркетолог, Марией Крючковой в программе "Эхо Москвы".
Для начала был задан небольшой блиц-опрос:
- Разработка сайта должны начинаться с технического задания?
- Да.
- Сайт под ключ – это стандартизированный набор опций?
- Нет.
- Существует ли стандартный чек-лист, на какие опции необходимо обратить внимание при проектировании сайта?
- Более-менее.
- Насколько часто видите ошибки в проектировании сайтов на практике?
- Практически всегда.
- Можно ли сделать качественный сайт агентства без участия заказчика?
- Ни в коем случае.
- От текстов сайта зависит его будущая эффективность?
- Обязательно.
- Есть ли маркеры оценки эффективности нового сайта, кроме оценочных нравится, не нравится заказчику?
- Конечно.
Есть сайты, которые не созданы продавать, а созданы распространять информацию. Они по сути дела тоже продают, но это продажа информации и это немножечко другая история по структуре и по функционалу, и по логике, а те сайты, которые относятся к бизнесу, который зарабатывает деньги на вот этом канале коммуникаций, то конечно, все должны быть продающими, безусловно. Даже если это сайт компании, которая, например, занимается строительством тоннелей, и у них цикл продажи 7 лет стандартный, все равно как сайт презентационный с элементами продаж, он обязательно должен присутствовать. Не продающий сайт, он при открытии часто не видно, что он вообще что-то продает, об этом приходится догадываться, что на нем можно что-то купить, что именно на нем можно купить и он сделан, если говорить в целом, а не углубляться в частности, в кнопочки и так далее, то он отражает то, что думает продавец о своем товаре, о процессе покупки и в меньшей степени о своем покупателе, в отличие от продающего сайта, который становится на точку зрения покупателя и отражает логику принятия решения о покупке. И вторая причина такая очень распространенная того, что сайт не продает – это то, что покупка превращается в бег с препятствиями. То есть обычная история – это когда нужно заполнить дикое количество обязательных полей, ввести капчу, которая не работает, и на этом моменте очень многие сайты теряют пользователей, бизнесы теряют клиентов. Выгоды клиента и ценность целевой аудитории.
Нельзя не отметить, что сайт должен учитывать логику, я уже говорила, логику принятия решения покупателя. Причем нужно учитывать, что часто процесс покупки, он не такой быстрый, как хотелось бы продавцу. То есть хороший сайт, невозможно выдать универсальную схему того, типо добавьте видео, добавьте фильтр, то, се, пятое, десятое. Когда пытается бизнес следовать таким советам, есть довольно много советчиков и вебинаров как сделать продающий сайт, и в итоге получается перегрузка каталога и карточки товара совершенно ненужными опциями. Поэтому все-таки здесь универсальные подходы невозможны. Единственный универсальный подход – это смотреть какая информация нужна пользователю на этом этапе и ему эту информацию давать. И дальше показывать как он может прийти к следующему этапу. То есть, например, добавить товар в корзину. И здесь еще один такой важный момент – это устранение технических барьеров, которые означают, и это устранение технических барьеров – это по сути дела один процесс, тестировать, тестировать и еще раз тестировать. Выяснять, проверять, почему, допустим, с этих устройств пользователи конвертируются, а с этих устройств не конвертируются.
Разработка абсолютно любого сайта должна начинаться с технического задания. Что такое ТЗ в целом?
Техническое задание — документ, в котором зафиксированы требования к сайту. Чем четче и подробнее расписаны эти требования, тем лучше участники процесса понимают, что должны делать. А значит, вероятность, что все останутся довольны результатом, выше. При этом, в ходе его написания обязательно должен участвовать заказчик, потому что без его участия не получится сделать качественный продукт.
Главная цель технического задания – убедиться, что клиент и исполнитель правильно поняли друг друга.
Вообще сайт – такой продукт, который, требования к которому формируются по ходу разработки. То есть большинство заказчиков понимает, как должно быть, только когда уже видят готовый результат. То есть они понимают, что так не надо, а надо по-другому. Именно поэтому в техническое задание необходимо вынести критические какие-то вещи, ради которых сайт создается. А все остальное можно либо отнести на доработке, либо подойти достаточно гибко к процессу разработки.
Для того, чтобы понять нужен ли вам сайт, нужно оценить актуальность выдачи в поиске через «WordStat», сервис «Яндекса» по оценке ключевых запросов. Набрать запросы, которые касаются тематики бизнеса, и увидеть есть ли поисковый трафик или нет. Если поисковый трафик в поисковых сетях есть, если эту услугу пользователь ищет, значит смысл делать сайт есть.
К самым распространенным ошибкам технического задания можно отнести:
Первая ошибка – это действительно набор хотелок, когда клиент предполагает, что он махнет в сторону сайта конкурента, который ему нравится, скажет, что я хочу точно такой же, только с перламутровыми пуговицами, и разработчик самостоятельно как-то там себе в голову уложит, откуда-то добудет информацию, и на выходе получится готовый продукт.
К вопросу о копировании сайта конкурента: тут все зависит от выбранной стратегии. Например, если сайт успешный, он хорошо продает, то это нормально, а если скопировать сайт в том числе и аналогичный по дизайну, то это не есть хорошо, потому что потребитель не сможет отличить один магазин от другого.
Также можно воспользоваться услугой сайт под ключ. Сайт под ключ – это услуга, которую предлагают некоторые фрилансеры, мелкие агентства. И есть набор шаблонов, которые предлагает заказчику, из которых можно выбрать, и дальше они будут заточены под конкретный бизнес. Это вполне себе хороший способ сэкономить для тех, кто на только начинает. Но нужно понимать, что все равно на выходе получится сайт, который нужно впоследствии дорабатывать.
Что же касается лендинга, то здесь все индивидуально. Было повальное увлечение лендингами когда компании, которым совершенно не подходил этот формат, бросали свои достаточно внятно работающие сайты и пересаживались на лендинг, потом они оказывались перед ситуацией, когда лендинг не продает, а старый трафик со старого сайта пропал, поскольку они повесили на свой основной домен этот лендинг. Но лендинг может стать отличным вариантом для того, чтобы проверить гипотезу, что-то протестировать. Также для бизнеса, если есть например один простенький товар.
Из ошибок в проектировании сайтов можно выделить: неактивная ссылка кнопки, или же ее вообще нет на сайте, отсутствие контактов, отсутствие фавикона, SSL сертификата. А наличие сертификата очень важно, так как он переводит сайт на защищенный протокол и сейчас поисковики очень внимательно к этому относятся и пессимизируют сайты, которые считают незащищенными.
А когда встала задача разработки сайта, кого выбрать, агентство или фрилансеры, или взять в штат программиста, до кого проще донести эти хотелки на пальцах со стороны владельца?
И если в любом случае агентство это или фрилансер, лучше искать проектную команду. В идеале лучше взять прораба, менеджера проекта, который способен внятно перевести хотелки заказчика и его выявить потребности, у который есть некоторый желательно достаточно большой опыт в анализе различных сайтов, который. И который способен достать результат из веб-дизайнера и программиста, контентщика, и тестировщика, подключить SEO, настроить аналитику, то есть сделать действительно жизнеспособный продукт. Если нет, тогда придется все это осваивать самому, потому что очень редкий программист и очень редкий веб-дизайнер способен быть самому себе проектником и вытаскивать из клиента и переводить на свой собственный язык что ему нужно и что ему будет полезно и хорошо.
Если недовольны с ценой разработки сайта, то можно просто убрать лишние хотелки, ненужные функции, всегда есть пути по уменьшению издержек. Не нужно гнаться за ненужными и очень затратными по времени фичами. Просто сказать, что мы хотим сделать дешевле и как к этому прийти, как оптимизировать трудозатраты. И если компания заинтересована, то она пойдет навстречу.
Также стоит сказать о некоторых важных мелочах, про которые многие могут забыть.
Это безопасность, обязательно нужно заключать договор. Такие ситуации встречаются постоянно, отдал предоплату, на половине процесса человек или агентство исчезли.
И конечно же доступы. Если уже есть раскрученный домен и сайт делается новый с нуля, то доступ нужно организовывать, не в прямую давать логин, пароль, а организовывать через НРЗБ аккаунт.
И последнее это доменное имя, потому что может оказаться так, что доменное имя оформлено на агентство, которое разрабатывало сайт. Это тоже надо контролировать.