КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ "РАЗРАБОТКА ТЗ НА САЙТ КОМПАНИИ"

Разработка сайта должно начинаться с технического задания, техническое задание должно описывать структуру сайта, для кого он предназначен и какой функционал должен на нем присутствовать. Это интернет-магазин, это каталог с опцией заказа, это сайт для лидогенерации, для регистрации на какое-либо мероприятие. Весь функционал, что нужно для того, чтобы сайт был полноценным участником бизнес-процессов компании, должен быть описан максимально подробно.

Сайт – это продукт, требования к которому формируются по ходу разработки. То есть большинство заказчиков понимает как должно быть, только когда уже видят готовый результат. То есть они понимают, что так не надо, а надо по-другому. И в целом это нормально. Именно поэтому в техническое задание необходимо вынести критические какие-то вещи, ради которых сайт создается. А все остальное можно либо отнести на доработке, либо подойти достаточно гибко к процессу разработки, когда заказчик принимает участие в ходе всей разработки в том, чтобы формировать вот этот сайт по ходу пьесы. По опыту М.Крючковой, это не выглядит как разработка в классическом представлении, когда сделали ТЗ, а далее, и потом получили готовый продукт. Но это наиболее безрисковый способ для бизнеса, у которого не так уж много денег для того, чтобы создать что-то предсказуемое, работоспособное, и то, что подходит именно ему.

Как оценить есть смысл создавать сайт или нет? Смысл оценить очень легко. Нужно зайти в «WordStat», сервис «Яндекса», по оценке ключевых запросов. Набрать запросы, которые касаются тематики бизнеса, и увидеть есть ли поисковый трафик или нет. Если поисковый трафик в поисковых сетях есть, если эту услугу пользователь ищет, значит смысл делать сайт есть. И также зайти, естественно, в любой поисковик, набрать тематический запрос и посмотреть рекламируются ли конкуренты. Если конкуренты рекламируются, значит смысл есть.

Самые распространенные ошибки технического задания:

Первая ошибка – это действительно набор "хотелок", когда клиент предполагает, что он махнет в сторону сайта конкурента, который ему нравится, скажет, что я хочу точно такой же, только с перламутровыми пуговицами, и разработчик самостоятельно как-то там себе в голову уложит, откуда-то добудет информацию, и на выходе получится готовый продукт. Тогда разработка выглядит как такой черный ящик, куда забрасывается вот эти "хотелки", забрасывается энное количество денег и потом на выходе ожидается то, что оттуда не может выйти, то есть подходящий продукт. Получается сюрприз. И здесь нужно, наверное, провести такую аналогию. Нужно стать самому себе таким прорабом сайта. То есть представить, что аналогия, если, допустим, нужно построить дом, то нанимается прораб, а если прораба нет, тогда сам, нет средств на то, чтобы нанять прораба, тогда сам заказчик этого дома становится себе прорабом, включается очень подробно в процессы, максимально подробно рисует что он хочет, заказывает технический проект или как-то еще формирует, доводит свои хотелки до понятного исполнителем формата. И здесь та же самая история, то есть нужно максимально подробно отрисовать свой сайт в виде схемы, прописать какой контент есть для каждого раздела, что в каждом разделе должно происходить. Заодно определиться зачем это нужно, какую роль будет выполнять для бизнеса. И потом уже с вот этим идти оценивать к разработчику, к дизайнеру, опять к разработчику после того, как дизайнер оценил, и думать уже заранее какой контент будет подготавливаться, откуда его взять, нужно ли будет делать фотосъемку, кто будет обрабатывать существующие фотографии, кто напишет недостающие тексты. То есть это все нужно в своей голове, а потом на бумаге изложить. Чем лучше этот процесс будет продуман, тем меньше сюрпризов будет дальше.

Есть ли смысл копировать сайты конкурентов? На самом деле, все зависит от стратегии. Ничего нет плохого в том, чтобы, допустим, бизнес, который смотрит за успешным конкурентом, начинающий бизнес, которому важно, чтобы это было максимально безрисково, чтобы они следовали за лидером в том числе и в этом вопросе. А потом все друг у друга копируют. И фишечка, которую находит один, на нашем рынке, максимально быстро распространяется среди конкурентов и мы прекрасно знаем какие конкуренты мониторят сайты клиентов, как часто они туда заходят, когда они принимают решение внедрить то, что мы внедряем. И точно так же поступает каждый и это нормальный процесс. Другое дело, что если скопировать сайт в том числе и аналогичный по дизайну, то внимание, вопрос, а как потребитель будет отличать один от другого?

Сайт под ключ, что это значит?

Сайт под ключ – это услуга, которую предлагают некоторые фрилансеры, мелкие агентства, и предполагается, что выбирается некий, то есть есть некий набор шаблонов, которые предлагает вот это конкретное агентство, из которых можно выбрать, и дальше они будут заточены под конкретный бизнес. Но нужно понимать, что это вполне себе хороший способ сэкономить для тех, кто на старте, но нужно понимать, что все равно на выходе получится полуфабрикат. И дальше вот этот полуфабрикат, который мы имеем на руках, нужно будет пойти и готовить самостоятельно для того, чтобы он стал работающим инструментом. Потому что, естественно, ни одно агентство, тем более такое недорогое, не будет погружаться плотно в тематику, не будет включаться и понимать как выстроены процессы и почему один сайт в данной тематике успешен, другой нет. Это будет, скажем так, заготовка для будущего сайта на выходе.

На сегодняшний день есть такой тренд в сторону лендинговых или посадочных страниц, всегда ли лендинг может заменить полноценный сайт компании?

Лендинг это инструмент. Невозможно сказать, вот сайт это хорошо, лендинг это плохо. Одна и та же компания может использовать полноценный развитый портал и создавать большое количество лендингов под разные задачи. Для бизнеса, где, допустим, есть спонтанные покупки и один простенький товар, например, лендинг может быть хорошим вариантом. Лендинг прекрасный вариант для того, чтобы протестировать какую-то гипотезу. Это может быть достаточно экономично – создать, например, лендинг на «Tilda» своими силами, в конструкторе «Tilda», запустить на него трафик, быстренько проверить это работает или не работает. Если это работает, тогда уже создавать как полноценный сайт, полноценный процесс. Просто это инструменты под разные задачи. И было повальное такое увлечение лендингами несколько лет назад, которое выразилось в том, что компании, которым совершенно не подходил этот формат, бросали свои достаточно внятно работающие сайты и пересаживались на лендинг, потом они оказывались перед ситуацией, когда лендинг не продает, а старый трафик со старого сайта пропал, поскольку они повесили на свой основной домен этот лендинг. И что же нам теперь делать? Давайте продвинем по SEO лендинг в органическом трафике, давайте проведем трафик обратно. И приходилось объяснять, что извините, вы пришли в тупиковый путь развития, теперь вам нужно вернуться на шаг назад, реанимировать ваш сайт, уже апдейтить его под новые условия, а лендинг использовать по прямому его назначению.

Чек-лист.

Существуют технические задачи, которые нужно решить при публикации сайта. И программисты часто про них забывают, менеджеры тоже про них забывают. И потом это все выясняется в разной степени критичности после того, как сайт опубликован. И вот на этот случай существуют чек-листы, можно поискать чек-лист перед публикацией сайта. Это такие вещи типо, например, если сайты, которые разрабатываются обычно на тестовой площадке, он закрывается от индексации. И я встречала буквально несколько месяцев назад, пришел проект, который жаловался, что трафика нет вообще от слова совсем. Выяснилось, что новый сайт опубликовали, но забыли снять запрет от индексации поисковых систем. Поисковые системы просто его не видели. Это такие мелочи, как установить фавикон, потому что красивые сайты хорошо, качественно сделанные. Фавикон - это мелкая иконочка, которую вы видите в закладке браузера, когда у вас открыт этот сайт. Прикрутить SSL сертификат, то есть это такой сертификат, который переводит сайт на защищенный протокол и сейчас поисковики очень внимательно к этому относятся и пессимизируют сайты, которые считают незащищенными.

На какие еще опции необходимо обратить внимание при проектировании сайта? Установить, естественно, еще нужно счетчики аналитических систем «Яндекс. Метрика», «Google Analytics», это обязательно, потому что накопление статистики про пользователей своих – это реальный капитал любой компании. И вот такие чек-листы можно найти и соответственно с ними проработать.

Когда встала задача разработки сайта, кого выбрать, агентство или фрилансеры, или взять в штат программиста, до кого проще донести эти хотелки на пальцах со стороны владельца?

Взять в штат программиста это самая плохая идея. Потому что нужно брать в штат программиста, когда уже есть готовый портал и его план развития, и загрузка для программиста, и интересные задачи для него, потому что программисты люди быстро выгорающие, хотя бы на ближайшие полгода. И это все-таки не про малый бизнес, это, как минимум, про средний бизнес и даже в некоторой степени про крупный.

Исключение составляют сервисы, но мы не про них. И если в любом случае агентство это или фрилансер, лучше искать проектную команду, то есть в идеале, конечно, лучше взять прораба, менеджера проекта, который способен внятно перевести хотелки заказчика и его выявить потребности, у который есть некоторый желательно достаточно большой опыт в анализе различных сайтов, который, если он работал с тематикой бизнеса, тогда вообще шикарно, и который способен вынуть результат из веб-дизайнера и программиста, контентщика, и тестировщика, подключить SEO, настроить аналитику, то есть сделать действительно жизнеспособный продукт. Если нет, тогда придется все это осваивать самому, потому что очень редкий программист и очень редкий веб-дизайнер способен быть самому себе проектником и вытаскивать из клиента и переводить на свой собственный язык что ему нужно и что ему будет полезно и хорошо.

Нужно ли торговаться с разработчиками? Торговаться обязательно нужно, но обоснованно. Во-первых, как можно снизить издержки. Можно вычеркнуть хотелки, которые некритичны, либо можно реализовать потом. И туда же относятся все хотелки, которые очень многие вносят на автомате просто потому что они смотрят различные варианты ТЗ в интернете и они там есть, например, новости, вакансии. В итоге получается, что вакансии на сайт реализуются, на это тратится определенное количество часов, которые оплачиваются, но это никому не нужно. И тоже самое новости, каждый новый бизнес, он в течение ближайшего года вообще не понимает зачем они ему нужны и как их наполнять. Либо это такие всякие плюшечки типо, я очень хочу, чтобы у меня при наведении на эту кнопочку не просто менялся цвет кнопочки, а вот такая как бы волна появлялась. И на эту волну нужно убить 4-6 часов времени, которое будет оплачено.

Соответственно можно всегда задавать вопрос, то есть не пытаться просто получить скидку, а искать решение, то есть объяснить, что этот бюджет достаточно высок, и давайте посмотрим, а что можно отложить, а чем можно пренебречь, а как можно то же самое сделать малой кровью. Для меня важно и критично, чтобы было это, это, это. Мне очень нужно вот это. И каждый набор вот этого будет для бизнеса свой, для каждого бизнеса. Допустим, есть ли как-то это способ сделать с меньшими трудозатратами. И тогда у проектника, если это хороший проектник, у программиста, у веб-дизайнера, у них будет включаться это программа оптимизации и они будут предлагать какие-то решения, либо скажут, мы можем вам предложить, например, сделать на шаблоне, а потом постепенно это дорабатывать или еще какие-то варианты. То есть на самом деле действительно можно найти сейчас при достаточно большом развитии шаблонных решений, компаний, которые зарабатывают на разработке шаблонов, можно найти способ сэкономить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *