Что же такое разработка ТЗ на сайт компании? Давайте подробнее разберемся в этом вопросе.

Изначально в интервью ведется речь о Разработке ТЗ на сайт компании. В самом начале интервью ведущая задает мини вопросы, на которые далее отвечает приглашенный гость, диджитал-стратег, Мария Крючкова. Первым, что утвердили девушки это то, что разработка сайта должна начинаться с технического задания. Техническое задание должно описывать структуру сайта, для кого он предназначен и какой функционал должен на нем присутствовать. Это интернет-магазин, это каталог с опцией заказа, это сайт для лидогенерации, для регистрации на какое-либо мероприятие. Весь функционал, что нужно для того, чтобы сайт был полноценным участником бизнес-процессов компании, должен быть описан максимально подробно. Далее поступил вполне логичный вопрос, мол, как же лучше рекомендовать людям, что это очень важная часть создания сайта. Дело в том, что сайт – такой продукт, который, требования к которому формируются по ходу разработки. То есть большинство заказчиков понимает как должно быть, только когда уже видят готовый результат. То есть они понимают, что так не надо, а надо по-другому. И в целом это нормально. Именно поэтому в техническое задание необходимо вынести критические какие-то вещи, ради которых сайт создается. А все остальное можно либо отнести на доработке, либо подойти достаточно гибко к процессу разработки, когда заказчик принимает участие в ходе всей разработки в том, чтобы формировать вот этот сайт по ходу пьесы. По опыту Марии Крючковой, конечно, это не выглядит как разработка в классическом представлении, когда сделали ТЗ, а далее, и потом получили готовый продукт. Но это наиболее безрисковый способ для бизнеса, у которого не так уж много денег для того, чтобы создать что-то предсказуемое, работоспособное, и то, что подходит именно ему. Оценить смысл вложения в сайт очень  легко: нужно зайти в «WordStat», сервис «Яндекса» по оценке ключевых запросов. Набрать запросы, которые касаются тематики бизнеса, и увидеть есть ли поисковый трафик или нет. Если поисковый трафик в поисковых сетях есть, если эту услугу пользователь ищет, значит смысл делать сайт есть. И также зайти, естественно, в любой поисковик, набрать тематический запрос и посмотреть рекламируются ли конкуренты. Если конкуренты рекламируются, значит смысл есть.

Нельзя не отметить, что при создании сайта и диалоге между разработчиком и заказчиком зачастую возникает недопонимание.

Разберем самые распространенные ошибки:

Первая ошибка – это действительно набор хотелок, когда клиент предполагает, что он махнет в сторону сайта конкурента, который ему нравится, скажет, что я хочу точно такой же, только с перламутровыми пуговицами, и разработчик самостоятельно как-то там себе в голову уложит, откуда-то добудет информацию, и на выходе получится готовый продукт. Тогда разработка выглядит как такой черный ящик, куда забрасывается вот эти хотелки, забрасывается энное количество денег и потом на выходе ждется то, что оттуда не может выйти, то есть подходящий продукт. Нужно максимально подробно отрисовать свой сайт в виде схемы, прописать какой контент есть для каждого раздела, что в каждом разделе должно происходить. Заодно определиться зачем это нужно, какую роль будет выполнять для бизнеса. И потом уже с вот этим идти оценивать к разработчику, к дизайнеру, опять к разработчику после того, как дизайнер оценил, и думать уже заранее какой контент будет подготавливаться, откуда его взять, нужно ли будет делать фотосъемку, кто будет обрабатывать существующие фотографии, кто напишет недостающие тексты. То есть это все нужно в своей голове, а потом на бумаге изложить. Чем лучше этот процесс будет продуман, тем меньше сюрпризов будет дальше.

Также, девушки отметили, что нет ничего плохого в том, чтобы следить и указывать на сайт конкурентов, но нужно понимать как-для чего-с какой целью это будет делаться – это зависит от стратегии.

Разберем понятие «Сайт под ключ». Сайт под ключ – это услуга, которую предлагают некоторые фрилансеры, мелкие агентства, и предполагается, что выбирается некий, то есть есть некий набор шаблонов, которые предлагает вот это конкретное агентство, из которых можно выбрать, и дальше они будут заточены под конкретный бизнес. Но нужно понимать, что это вполне себе хороший способ сэкономить для тех, кто на старте, но нужно понимать, что все равно на выходе получится полуфабрикат. И дальше вот этот полуфабрикат, который мы имеем на руках, нужно будет пойти и готовить самостоятельно для того, чтобы он стал работающим инструментом. Потому что, естественно, ни одно агентство, тем более такое недорогое, не будет погружаться плотно в тематику, не будет включаться и понимать как выстроены процессы и почему один сайт в данной тематике успешен, другой нет. Это будет, заготовка для будущего сайта на выходе.

В студии прозвучала мысль, что сейчас идет мода в сторону лендинговых или посадочных страниц. В связи с чем возник вопрос, может ли лендинг заменить полноценный сайт компании?

– Невозможно сказать, вот сайт это хорошо, лендинг это плохо. Одна и та же компания может использовать полноценный развитый портал и создавать большое количество лендингов под разные задачи. Для бизнеса, где, допустим, есть спонтанные покупки и один простенький товар, например, лендинг может быть хорошим вариантом. Лендинг прекрасный вариант для того, чтобы протестировать какую-то гипотезу. Это может быть достаточно экономично – создать, например, лендинг на «Tilda» своими силами, в конструкторе «Tilda», запустить на него трафик, быстренько проверить это работает или не работает. Если это работает, тогда уже создавать как полноценный сайт, полноценный процесс. Просто это инструменты под разные задачи. И было повальное такое увлечение лендингами несколько лет назад, которое выразилось в том, что компании, которым совершенно не подходил этот формат, бросали свои достаточно внятно работающие сайты и пересаживались на лендинг, потом они оказывались перед ситуацией, когда лендинг не продает, а старый трафик со старого сайта пропал, поскольку они повесили на свой основной домен этот лендинг. И что же нам теперь делать? Давайте продвинем по SEO лендинг в органическом трафике, давайте проведем трафик обратно. И приходилось объяснять, что извините, вы пришли в тупиковый путь развития, теперь вам нужно вернуться на шаг назад, реанимировать ваш сайт, уже апдейтить его под новые условия, а лендинг использовать по прямому его назначению. Есть успешные случаи продвижения лендинга по SEO запросам, но это на небольшом региональном рынке, в узкой тематике. Тогда даже лендинг способен выйти в топ позиции. Либо это на большом региональном рынке, но в очень узкой тематике.

Ко всему прочему были выделены ошибки в проектировании сайта. Непосредственно сам путь клиента к товарам и услугам предоставляемым сайтом. Из этого и вытекает определенный перечень опций, на которые нужно обратить внимание при проектировании. Установить счетчики аналитических систем «Яндекс. Метрика», «Google Analytics», это обязательно, потому что накопление статистики про пользователей своих – это реальный капитал любой компании.

И переходя к самому главному моменту любого коммерческого предложения: на что нужно обращать внимание?

– Безопасность. Обязательно это договор и оформить доменное имя. Смешно об этом договорить, но эти ситуации встречаются постоянно, отдал предоплату, на половине процесса человек или агентство исчезли. И это доступы. Если уже есть раскрученный домен и сайт делается новый с нуля, то доступ нужно организовывать, не в прямую давать логин, пароль, а организовывать через НРЗБ аккаунт. То есть сложно в минуту уложить, но такими вещами, как доступ нужно заморочиться, есть что терять.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *