Лидирующая позиция среди компетенций будущего сохраняется за Complex Problem Solving – комплексное многоуровневое решение проблем, то есть, умение решать сложные задачи, опознавать проблему, самому определять ее скрытый источник.
У людей появляются всего лишь два вопроса :
-
- Какая профессия будет самой востребованной?
- Какими навыками и компетенциями нужно обладать, чтобы быть востребованным?
Программисту в качестве менеджера нужен тот, кто поставит задачу, поможет урегулировать возможный конфликт с коллегами или соседним подразделением, объединит людей для решения общей задачи. А не тот, кто лучше его программирует. То есть человек, который обладает мягкими навыками межличностной коммуникации, такими как:
-
- Critical thinking – критическое мышление. Способ мышления, при котором анализируется поступающая информация и собственные убеждения и установки.
- Creativity – креативность, творчество. Способность к инновациям и моделированию, «видеть» то, чего еще нет в нашей реальности.
- People management – управление людьми.
- Coordinating with others – навыки координации, взаимодействия.
- Emotional intelligence – эмоциональный интеллект, эмпатия. Способность понимать эмоции, намерения и мотивацию, а также умение управлять своими эмоциями и эмоциями других людей.
Оказалось, что техническая компетентность занимает лишь восьмое место из десяти факторов, влияющих на результативность начальника. Главное – межличностные навыки:
- Judgment and decision-making – суждение и принятие решений.
- Service orientation – клиенториентированность. В этой компетенции без развитого эмоционального интеллекта обойтись невозможно.
- Negotiation – умение вести переговоры.
- Cognitive flexibility (когнитивная гибкость): способность быстро переключаться с одной мысли на другую, обдумывать несколько объектов одновременно, держать в сознании разнородные и даже противоречивые идеи и при этом быть способным оперировать ими и действовать.
Так, теперь давайте разберемся что нам ждать в будущем! Согласно Атласу новых профессий в будущем будут востребованы такие компетенции как:
- Мультиязычность и мультикультурность ( свободное владения несколькими иностранными языками и понимание культурного контекста стран-партнеров).
- Навыки межотраслевой коммуникации ( понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях).
- Клиентоориетированность (умение работать с запросами потребителей ).
- Умение управлять проектами и процессами.
- Работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач ( умение быстро реагировать на изменение условий работы и быстро принимать решения , умение распределять ресурсы и управлять своим временем ) .
- Способность к художественному творчеству .
- Программирование ИТ – решений . Управление сложными автоматизированными комплексами . Работа с искусственным интеллектом.
- Умение работать с коллективами , группами и отдельными людьми .
- Системное мышление ( умение определять сложные системы и работать с ними. В том числе системная инженерия.
- Экологическое мышление.
Бережливое производство, управление производственным процессом, основанное на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь , что предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя.
Чтобы выявить из общего списка самые востребованные компетенции , было проведено рейтингование.
Итог: На рынке труда владение иностранными языками становится одним из самых главных конкурентных преимуществ.