Рецензия на интервью «Изнанка разработки ТЗ на сайт компании»

0 Comments

Я ознакомился с видео-интервью от радиостанции «Эхо Москвы» на тему разработки технического задания на сайт компании. Ведущая Наталья Самойлова с гостем, интернет-маркетологом, Марией Крючковой разбирались в том, зачем же нужен сайт, должен ли он что-либо продавать, какие ошибки чаще всего допускает менеджер при разработке и наполнении сайта.

 

После небольшого блиц-опроса, Наталья и Мария решили разобраться, зачем же нужно "ТЗ, и что оно должно в себя включать?

 

Как рассказала Мария, ТЗ должно описывать структуру сайта, для кого он предназначен и какой функционал должен на нем присутствовать. Это интернет-магазин, это каталог с опцией заказа, это сайт для лидогенерации, для регистрации на какое-либо мероприятие. Весь функционал, что нужно для того, чтобы сайт был полноценным участником бизнес-процессов компании, должен быть описан максимально подробно.

 

Далее, исходя из описания ТЗ, у Натальи возник вопрос: «А как будем рекомендовать нашим слушателям разрабатывать, этот функционал, когда чаще всего даже целеполагание перед сайтом не очень формулируют?»

 

После чего, Мария ответила, что сайт это такой продукт, требования к которому формируются по ходу разработки. Т.е. большинство заказчиков понимает как должно быть, только когда уже видят готовый результат. И в целом это нормально. Именно поэтому в ТЗ необходимо вынести критические вещи, ради которых сайт и создается. А все остальное можно либо отнести на доработке, либо подойти достаточно гибко к процессу разработки, когда заказчик принимает участие в ходе всей разработки в том, чтобы формировать вот этот сайт по ходу пьесы.

 

После этого, Наталья решила поинтересоваться, насколько сейчас актуален сайт для бизнеса, и есть ли смысл убивать на него кучу средств и времени, если можно сделать какой-никакой примитивный магазин в социальных сетях, со своими товарами и продвигать его. На что Мария Крючкова ответила: «Смысл оценить очень легко. Нужно зайти в сервис «Яндекса» по оценке ключевых запросов «WordStat». Набрать запросы, которые касаются тематики бизнеса, и увидеть есть ли поисковый трафик. Если поисковый трафик в поисковых сетях есть, если эту услугу пользователь ищет, значит смысл делать сайт есть. Также можно зайти в любой поисковик, набрать тематический запрос и посмотреть рекламируются ли конкуренты. Если они рекламируются, значит смысл есть.»

 

Следующий вопрос от Натальи был о самых распространенных ошибках ТЗ, с которыми Мария сталкивалась.

 

Исходя из ответа Марии, стало понятно, что чаще всего, это типовые ошибки, например, у заказчика есть сайт конкурента, который ему очень сильно понравился, и он хочет точно такой-же, только с небольшими косметическими изменениями. Тем самым, Мария даёт понять, что заказчик должен прорабатывать свои хотелки настолько подробно, чтобы он сам в конце концов получил то, чего он так желал. Чем лучше этот процесс будет продуман, тем меньше сюрпризов будет при разработке.

 

Также девушки решили разобрать с таким понятием, как «Сайт под ключ». Сайт под ключ – это услуга, которую предлагают некоторые фрилансеры, мелкие агентства, и предполагается, что существует некий набор шаблонов, которые предлагает вот это конкретное агентство, из которых можно выбрать, и дальше они будут заточены под конкретный бизнес. Но нужно понимать, что это вполне себе хороший способ сэкономить для тех, кто на старте, но на выходе в любом случае получится полуфабрикат. И дальше вот этот полуфабрикат, который мы имеем на руках, нужно будет пойти и готовить самостоятельно для того, чтобы он стал работающим инструментом.

 

Далее, речь зашла про лендинг (одностраничный сайт), на что, Мария дала ответ: «Невозможно сказать, мол «сайт это хорошо, а лендинг это плохо.» Одна и та же компания может использовать полноценный развитый портал и создавать большое количество лендингов под разные задачи. Для бизнеса, где, допустим, есть спонтанные покупки и один простенький товар, лендинг может быть хорошим вариантом. Лендинг прекрасный вариант для того, чтобы протестировать какую-то гипотезу. Это может быть достаточно экономично – создать, например, лендинг на «Tilda» своими силами, запустить на него трафик, быстренько проверить работает ли это. Если работает, тогда уже создавать как полноценный сайт.»

 

Далее следует итоговая программа «Бизнес наизнанку», в котором Наталья Самойлова решила подвести некий итог всех тем, которые были озвучены во всех предыдущих программах.

 

Для начала Наталья решила разобрать технологию анализа внешней среды проектов или бизнеса. Первое, что важно понимать, так это уровень конкурентного окружения. Для того, чтобы его понять есть 2 самых распространенных метода для анализа конкурентов. Первая – это так называемый интернет-поиск. То есть вы смотрите интернет-ресурсы ваших конкурентов. Смотрите, как они себя позиционируют, какие продукты предлагают, каковы ценовые предложения на сайте компании. И второй момент, которым почему-то редко пользуются маркетологи, в дневное время, в рабочее время наберите и в «Яндексе», и в «Google» ключевые поисковые запросы, по которым вы предполагаете, что ваши клиенты вас ищут. И по рекламным позициям, которые и в «Яндексе», и в «Google» выходят либо на первых позициях, либо на последних на странице выдачи, посмотрите, кто из конкурентов какую рекламу даёт.

 

Далее, что важно понять с точки зрения изнанки бизнеса – это портрет вашей целевой аудитории. Принято говорить «целевая аудитория», но однако на практике обратите, пожалуйста, внимание, что внутри целевой аудитории находятся несколько разных сегментов. И среди маркетологов на сегодняшний момент довольно часто происходит путаница. Сегменты не учитываются совсем. И сегментирование рынка производится исключительно по психо-демографическим параметрам. То есть возраст, пол, место проживания, уровень дохода и так далее. Но на сегодняшний момент эти факторы являются вторичными. Сегмент – это часть потребительского рынка, то есть вашей целевой аудитории, которая к вашему продукту предъявляет идентичные требования. И они эти требования являются ценностями целевой аудитории.

 

Далее идет ещё одна методика, которая имеет практическое применение. Данная методика называется SWOT-анализ. SWOT-анализ – это анализ сильных и слабых сторон внутри компании и анализ возможностей и угроз со стороны. Как мы ее делаем на практике, чтобы SWOT-анализ не лег таким, знаете, талмудом описаний, что тенденции рынка таковы, что вот такие вот у нас сильные стороны, такие факторы. Чтобы он имел практическое применение, я делаю всегда в своих проектах анализ проблемных полей бизнеса. И здесь вы получите огромное количество инсайтов и готовых решений, что вам необходимо сделать в случае наступления внешнего фактора, то есть возможности или угрозы, и используя при использовании вашей сильной или слабой стороны проекта. Особое внимание хочу обратить для тех, кто сейчас готовится к запуску стартапов. Это та методика, которая позволяет, не затратив фактически ни одной копейки денежных средств, остановиться и понять, есть ли вдруг ваш стартап не имеет никакой целесообразности и не имеет перспектив. Согласитесь, потратить неделю, две недели плотной аналитики и сэкономить несколько тысяч, а, может быть, и сотен тысяч рублей для запуска и набивания шишек – это, наверное, достаточно выгодная история.

 

В заключении хотелось бы сказать, что ничего сложного или какого-то тайного знания на сегодняшний момент в изнанке маркетинга и в изнанке бизнеса нет. Есть технологии муторного, наверное, не очень весёлого анализа, но на основании которого вы сможете очень чётко отстроиться от конкурентов. Не надо бояться. И первый раз проведя ту или иную аналитику и поставив её на рельсы, вы вдруг почувствуете, что у вас стало уходить меньше бюджета на привлечение нового клиента, что вы научились удерживать и повышать маржинальность и прибыльность существующих клиентов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *