Для чего нужен сайт компании, нужен ли он вообще, с какой целью, должен ли он продавать, какие ошибки допускаются при разработке и наполнении? Именно об этом будет интервью "Изнанка разработки ТЗ на сайт компании" на радио "Эхо Москвы" эфир от 24 ноября 2020, 13:13. А диалог представлен ведущей Натальей Самойловой и диджитал-стратегом Марией Крючковой.
Начало можно представить с наглядного блиц опроса:
Н.Самойлова―Разработка сайта должны начинаться с технического задания?
М.Крючкова― Да.
Н.Самойлова― Сайт под ключ – это стандартизированный набор опций?
М.Крючкова― Нет.
Н.Самойлова― Существует ли стандартный чек-лист, на какие опции необходимо обратить внимание при проектировании сайта?
М.Крючкова― Более-менее.
Н.Самойлова― Вы, как эксперт, насколько часто видите ошибки в проектировании сайтов на практике, когда как пользователь смотрите?
М.Крючкова― Практически всегда.
Н.Самойлова― Можно ли сделать качественный сайт агентства без участия заказчика?
М.Крючкова― Ни в коем случае.
Н.Самойлова― От текстов сайта зависит его будущая эффективность?
М.Крючкова― Обязательно.
Н.Самойлова― Есть ли маркеры оценки эффективности нового сайта, кроме оценочных нравится, не нравится заказчику?
М.Крючкова― Конечно.
Исходя из всего вышесказанного можно сделать неплохие выводы, например, почему разработка сайта должна начинаться с технического задания? Что должно включать это техническое задание? Так вот, самое главное, это то, что техническое задание должно описывать структуру сайта, для кого он предназначен и какой функционал должен на нем присутствовать. Это интернет-магазин, это каталог с опцией заказа, это сайт для лидогенерации, для регистрации на какое-либо мероприятие. Весь функционал, что нужно для того, чтобы сайт был полноценным участником бизнес-процессов компании, должен быть описан максимально подробно.
Или например, в чем заключаются типовые распространенные ошибки ТЗ?
Первая ошибка – это действительно набор хотелок, когда клиент предполагает, что он махнет в сторону сайта конкурента, который ему нравится, скажет, что я хочу точно такой же, и разработчик самостоятельно как-то там себе в голову уложит, откуда-то добудет информацию, и на выходе получится готовый продукт. Нужно стать самому себе таким прорабом сайта. То есть нужно максимально подробно отрисовать свой сайт в виде схемы, прописать какой контент есть для каждого раздела, что в каждом разделе должно происходить. Заодно определиться зачем это нужно, какую роль будет выполнять для бизнеса. И потом уже с вот этим идти оценивать к разработчику, к дизайнеру, опять к разработчику после того, как дизайнер оценил, и думать уже заранее какой контент будет подготавливаться, откуда его взять, нужно ли будет делать фотосъемку, кто будет обрабатывать существующие фотографии, кто напишет недостающие тексты. То есть это все нужно в своей голове, а потом на бумаге изложить. Чем лучше этот процесс будет продуман, тем меньше сюрпризов будет дальше.
Также, в блице был задан вопрос о том, что сайт под ключ это стандартизированный набор опций, прозвучал ответ «нет». Давайте разберемся, что же такое сайт под ключ?
Сайт под ключ – это услуга, которую предлагают некоторые фрилансеры, мелкие агентства, и предполагается, что выбирается некий, то есть есть некий набор шаблонов, которые предлагает вот это конкретное агентство, из которых можно выбрать, и дальше они будут заточены под конкретный бизнес. Но нужно понимать, что это вполне себе хороший способ сэкономить для тех, кто на старте, однако, все равно на выходе получится полуфабрикат. Это будет, скажем так, заготовка для будущего сайта на выходе.
Также, был задан вопрос о том, что "существует ли стандартный чек-лист, на какие опции необходимо обратить внимание при проектировании сайта?", и сказали «да». Так всё-таки каков он?
Существуют технические задачи, которые нужно решить при публикации сайта. И программисты часто про них забывают, менеджеры тоже про них забывают. И потом это все выясняется в разной степени критичности после того, как сайт опубликован. И вот на этот случай существуют чек-листы, можно поискать чек-лист перед публикацией сайта. Это такие вещи, например, если сайты, которые разрабатываются обычно на тестовой площадке, он закрывается от индексации. Выяснилось, что новый сайт опубликовали, но забыли снять запрет от индексации поисковых систем.
А также, очень важный и актуальный вопрос, например, когда встала задача разработки сайта, кого выбрать, агентство или фрилансеров, или взять в штат программиста, до кого проще донести эти хотелки на пальцах со стороны владельца?
Взять в штат программиста это самая плохая идея. Потому что нужно брать в штат программиста, когда уже есть готовый портал и его план развития, и загрузка для программиста, и интересные задачи для него, потому что программисты люди быстро выгорающие, хотя бы на ближайшие полгода. И это все-таки не про малый бизнес, это, как минимум, про средний бизнес и даже в некоторой степени про крупный. Исключение составляют сервисы. И если в любом случае агентство это или фрилансер, лучше искать проектную команду, лучше взять прораба, менеджера проекта, который способен внятно перевести хотелки заказчика и его выявить потребности, у который есть некоторый желательно достаточно большой опыт в анализе различных сайтов, и который способен вынуть результат из веб-дизайнера и программиста, контентщика, и тестировщика. Если нет, тогда придется все это осваивать самому, потому что очень редкий программист и очень редкий веб-дизайнер способен быть самому себе проектником и вытаскивать из клиента и переводить на свой собственный язык что ему нужно и что ему будет полезно и хорошо.
И самое основное, это конечно же безопасность. Обязательно это договор. Ситуации встречаются постоянно, отдал предоплату, на половине процесса человек или агентство исчезли. И это доступы. Если уже есть раскрученный домен и сайт делается новый с нуля, то доступ нужно организовывать, не в прямую давать логин, пароль, а организовывать через НРЗБ аккаунт. Такими вещами, как доступ нужно заморочиться, есть что терять.